Уровни подготовки

 

1 уровень «Пешка» (знакомство с фигурами; знакомство с шахматной доской; взятие и защита фигур; сражение; шах, выход из шаха; мат; рокировка; пат; взятие на проходе; ценность фигур; шахматная нотация; стадии шахматной партии; базовые тактические приемы)

2 уровень «Слон» (основные принципы развития фигур; дебютные ловушки и ошибки; борьба за центр; слабые и сильные поля; знакомство с миттельшпилем; знакомство с эндшпилем; тренировки шахматного зрения; пешечная структура)

3 уровень «Ладья» (взаимодействие фигур; блокада; висячие пешки; игра с изолятором; реализация преимущества; профилактика; атака на короля, типовые жертвы; гамбиты в шахматах, игра с инициативой; дебюты и их виды)

4 уровень «Ферзь» (комбинации повышенной сложности; тренировка шахматного счета; дебютный репертуар; изучение и разбор партий классиков; принятие решений, отбор ходов-кандидатов; изучение типовых позиций; изучение планов в миттельшпиле; совершенствование игры в эндшпиле; изучение технических позиций)

 

 

Преподаватель Арефьев Вадим Александрович, кандидат в мастера спорта, чемпион города Майкоп 2021 года

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

«Шахматы. Уровень «Пешка»

проект «Реализация программ дополнительного образования детей в возрасте от 5 до 18 лет за счет субсидии из республиканского бюджета Республики Адыгея», согласно Соглашения о предоставлении в 2021 году из республиканского бюджета Республики Адыгея субсидии Автономной некоммерческой организации дополнительного образования «Образовательный центр «Планета»

от 29 сентября 2021 г. № 2-СОНКО

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа разработана педагогом дополнительного образования Арефьевым В.А., Павловым К.Н., Коноваловой Г.В., Кобяковой Е.С., Спасовской Д.Н., Пащенко Е.С., Батиновской Е.С.   и рассчитана на 16 занятий периодичностью два раза в неделю, продолжительностью 1 час (60 минут).

 

Цель курса: программа курса рассчитана на пользователей, начинающих осваивать игру шахматы:

освоить правила игры шахматы;

практически закрепить полученные знания;

получить опыт практической игры;

формировать определенные нравственные качества учащихся во время игры и вне ее;

развивать наблюдательность, внимательность, усидчивость, логику, творческое и стратегическое мышление.

 

 

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема занятия

Содержание

Примечание

1

Знакомство с игрой «шахматы». Ходы фигур «ладья» и «слон»

Изучение правил передвижения фигур «ладья» и «слон». Выполнение практических заданий по закреплению полученных знаний

 

2

Шахматная нотация. Ходы фигур «ферзь» и «король»

Изучение правил записи ходов и их произношения. Изучение правил передвижения фигур «ферзь» и «король». Выполнение практических заданий по закреплению полученных знаний

 

 

3

Ходы фигуры «конь», ее особенности

Изучение правил передвижения фигуры «конь». Выполнение практических заданий по закреплению полученных знаний

 

4

Ходы фигуры «пешка», ее особенности

Изучение правил передвижения фигуры «пешка». Выполнение практических заданий по закреплению полученных знаний

 

5-6

Начальная расстановка. Цель игры. Шах, защита от шаха, мата

Изучение понятий шах и мат, методов защиты от шаха. Понимание начала и конца партии. Закрепление знаний на позициях, содержащих изученные элементы

 

7

Ценность и сила фигур

Сравнение силы фигур в центре и в углу доски, знакомство с их стоимостью. Практическое закрепление сравнением стоимости различных комбинаций фигур

 

8

Защита. Взятие. Размен

Изучение понятий защита, взятие, размен. Практическое закрепление на типовых позициях

 

9

Рокировка. Пат. Ничья

Изучение правил длинной и короткой рокировки. Цель рокировки. Изучение примеров патовых позиций. Знакомство с ничейным результатом. Закрепление материала на конкретных позициях

 

10

 Шахматные задачи: мат в 1 ход

Изучение особенностей решения задач на мат в 1 ход. Решение задач.

 

11

Практическое занятие «моя первая партия»

Разыгрывание партий, их запись и разбор, исследование на соблюдение правил

 

12

Взятие на проходе. Стадии шахматной партии: дебют, миттельшпиль, эндшпиль

Изучение и практическое закрепление правила «взятие на проходе». Знакомство со стадиями шахматной партии, их особенностями

 

13

Базовые тактические приемы: связка

Типы связок, их применение в партии. Решение задач на тему «связка»

 

14

Базовые тактические приемы: двойной удар(вилка)

Виды двойных ударов, типовые позиции. Решение задач на двойной удар

 

15

Базовые тактические приемы: сквозной удар. Комбинация

Изучение типовых позиций и решение задач на тему «сквозной удар». Примеры комбинаций в шахматах. Решение задач на тактику

 

16

Принципы разыгрывания дебюта. Итоговое занятие

Знакомство с общими дебютными правилами. Разыгрывание партии, ее запись и анализ на соответствие дебютным правилам

.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Ю. Авербах «Путешествие в шахматное королевство» 1972г.

В. Панов «Первая книга шахматиста» 1964г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Шахматы. Уровень «Конь»

проект «Реализация программ дополнительного образования детей в возрасте от 5 до 18 лет за счет субсидии из республиканского бюджета Республики Адыгея», согласно Соглашения о предоставлении в 2021 году из республиканского бюджета Республики Адыгея субсидии Автономной некоммерческой организации дополнительного образования «Образовательный центр «Планета» от 29 сентября 2021 г. № 2-СОНКО

                                                    

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа разработана педагогом дополнительного образования Арефьевым В.А., Павловым К.Н., Коноваловой Г.В., Кобяковой Е.С., Спасовской Д.Н., Пащенко Е.С., Батиновской Е.С.   и рассчитана на 16 занятий периодичностью два раза в неделю, продолжительностью 1 час (60 минут).

 

Цель курса: программа курса рассчитана на пользователей, начинающих осваивать игру шахматы:

освоить правила игры шахматы;

практически закрепить полученные знания;

получить опыт практической игры;

формировать определенные нравственные качества учащихся во время игры и вне ее;

развивать наблюдательность, внимательность, усидчивость, логику, творческое и стратегическое мышление.

 

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

№ п/п

Тема занятия

Содержание

Примечание

1

Угроза

Классификация угроз. Поиск решений в позициях на создание угроз и защиту от них

 

2

Принципы развития фигур. Активность фигур

Изучение правил развития фигур. Понятие активности фигур. Практическое закрепление

 

 

3

Борьба за центр

Методы борьбы за центр. Важность центра. Рассмотрение исторических партий

 

4

Миттельшпиль

Изучение основных приемов борьбы в миттельшпиле на примере исторических партий

 

5

Мат ферзем. Мат ладьями

Взаимодействие короля и ферзя в окончании партии. Практическое закрепление попарно

 

6-7

Практическое занятие: решение задач

Решение задач на разные темы. Выявление слабых мест

 

8

Оппозиция. Правило квадрата

Изучение оппозиции, правила квадрата на примере пешечных окончаний. Разыгрывание тренировочных позиций

 

9

Игра с материальным перевесом/недовесом

Принципы разыгрывания позиций с лишним материалом и с его недостатком. Тренировочные партии между собой

 

10

Простейшее пешечное окончание: с позиции силы

Изучение окончания король с пешкой против короля. Закрепление на практике

 

11

Нарушение дебютных правил. Их использование

Рассмотрение дебютных катастроф в исторических партиях, выявление закономерностей

 

12

Простейшее пешечное окончание: с позиции слабости

Изучение окончаний король с пешкой против короля. Их защита. Закрепление на практике

 

13

Задачи на мат в 2 хода. Приемы решения

Изучение приемов. Решение задач

 

14

Мат ладьей

Изучение окончания король с ладьей против короля. Практическое закрепление за сильнейшую сторону

 

15

Практическое занятие по решению комбинированной тактики в 1-2 хода

Конкурс решения задач

 

16

Итоговое занятие. Вынужденный ход. Цугцванг

Понятие вынужденного хода, цугцванга на примере изученных тем. Разыгрывание партии между собой. Подведение итогов

.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Ю. Авербах «Путешествие в шахматное королевство» 1972г.

В. Панов «Первая книга шахматиста» 1964г.

Theme by Danetsoft and Danang Probo Sayekti inspired by Maksimer