Уровни подготовки
1 уровень «Пешка» (знакомство с фигурами; знакомство с шахматной доской; взятие и защита фигур; сражение; шах, выход из шаха; мат; рокировка; пат; взятие на проходе; ценность фигур; шахматная нотация; стадии шахматной партии; базовые тактические приемы)
2 уровень «Слон» (основные принципы развития фигур; дебютные ловушки и ошибки; борьба за центр; слабые и сильные поля; знакомство с миттельшпилем; знакомство с эндшпилем; тренировки шахматного зрения; пешечная структура)
3 уровень «Ладья» (взаимодействие фигур; блокада; висячие пешки; игра с изолятором; реализация преимущества; профилактика; атака на короля, типовые жертвы; гамбиты в шахматах, игра с инициативой; дебюты и их виды)
4 уровень «Ферзь» (комбинации повышенной сложности; тренировка шахматного счета; дебютный репертуар; изучение и разбор партий классиков; принятие решений, отбор ходов-кандидатов; изучение типовых позиций; изучение планов в миттельшпиле; совершенствование игры в эндшпиле; изучение технических позиций)
Преподаватель Арефьев Вадим Александрович, кандидат в мастера спорта, чемпион города Майкоп 2021 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Шахматы. Уровень «Пешка»
проект «Реализация программ дополнительного образования детей в возрасте от 5 до 18 лет за счет субсидии из республиканского бюджета Республики Адыгея», согласно Соглашения о предоставлении в 2021 году из республиканского бюджета Республики Адыгея субсидии Автономной некоммерческой организации дополнительного образования «Образовательный центр «Планета»
от 29 сентября 2021 г. № 2-СОНКО
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана педагогом дополнительного образования Арефьевым В.А., Павловым К.Н., Коноваловой Г.В., Кобяковой Е.С., Спасовской Д.Н., Пащенко Е.С., Батиновской Е.С. и рассчитана на 16 занятий периодичностью два раза в неделю, продолжительностью 1 час (60 минут).
Цель курса: программа курса рассчитана на пользователей, начинающих осваивать игру шахматы:
освоить правила игры шахматы;
практически закрепить полученные знания;
получить опыт практической игры;
формировать определенные нравственные качества учащихся во время игры и вне ее;
развивать наблюдательность, внимательность, усидчивость, логику, творческое и стратегическое мышление.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Тема занятия |
Содержание |
Примечание |
1 |
Знакомство с игрой «шахматы». Ходы фигур «ладья» и «слон» |
Изучение правил передвижения фигур «ладья» и «слон». Выполнение практических заданий по закреплению полученных знаний |
|
2 |
Шахматная нотация. Ходы фигур «ферзь» и «король» |
Изучение правил записи ходов и их произношения. Изучение правил передвижения фигур «ферзь» и «король». Выполнение практических заданий по закреплению полученных знаний |
|
3 |
Ходы фигуры «конь», ее особенности |
Изучение правил передвижения фигуры «конь». Выполнение практических заданий по закреплению полученных знаний |
|
4 |
Ходы фигуры «пешка», ее особенности |
Изучение правил передвижения фигуры «пешка». Выполнение практических заданий по закреплению полученных знаний |
|
5-6 |
Начальная расстановка. Цель игры. Шах, защита от шаха, мата |
Изучение понятий шах и мат, методов защиты от шаха. Понимание начала и конца партии. Закрепление знаний на позициях, содержащих изученные элементы |
|
7 |
Ценность и сила фигур |
Сравнение силы фигур в центре и в углу доски, знакомство с их стоимостью. Практическое закрепление сравнением стоимости различных комбинаций фигур |
|
8 |
Защита. Взятие. Размен |
Изучение понятий защита, взятие, размен. Практическое закрепление на типовых позициях |
|
9 |
Рокировка. Пат. Ничья |
Изучение правил длинной и короткой рокировки. Цель рокировки. Изучение примеров патовых позиций. Знакомство с ничейным результатом. Закрепление материала на конкретных позициях |
|
10 |
Шахматные задачи: мат в 1 ход |
Изучение особенностей решения задач на мат в 1 ход. Решение задач. |
|
11 |
Практическое занятие «моя первая партия» |
Разыгрывание партий, их запись и разбор, исследование на соблюдение правил |
|
12 |
Взятие на проходе. Стадии шахматной партии: дебют, миттельшпиль, эндшпиль |
Изучение и практическое закрепление правила «взятие на проходе». Знакомство со стадиями шахматной партии, их особенностями |
|
13 |
Базовые тактические приемы: связка |
Типы связок, их применение в партии. Решение задач на тему «связка» |
|
14 |
Базовые тактические приемы: двойной удар(вилка) |
Виды двойных ударов, типовые позиции. Решение задач на двойной удар |
|
15 |
Базовые тактические приемы: сквозной удар. Комбинация |
Изучение типовых позиций и решение задач на тему «сквозной удар». Примеры комбинаций в шахматах. Решение задач на тактику |
|
16 |
Принципы разыгрывания дебюта. Итоговое занятие |
Знакомство с общими дебютными правилами. Разыгрывание партии, ее запись и анализ на соответствие дебютным правилам |
. |
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Ю. Авербах «Путешествие в шахматное королевство» 1972г.
В. Панов «Первая книга шахматиста» 1964г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Шахматы. Уровень «Конь»
проект «Реализация программ дополнительного образования детей в возрасте от 5 до 18 лет за счет субсидии из республиканского бюджета Республики Адыгея», согласно Соглашения о предоставлении в 2021 году из республиканского бюджета Республики Адыгея субсидии Автономной некоммерческой организации дополнительного образования «Образовательный центр «Планета» от 29 сентября 2021 г. № 2-СОНКО
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана педагогом дополнительного образования Арефьевым В.А., Павловым К.Н., Коноваловой Г.В., Кобяковой Е.С., Спасовской Д.Н., Пащенко Е.С., Батиновской Е.С. и рассчитана на 16 занятий периодичностью два раза в неделю, продолжительностью 1 час (60 минут).
Цель курса: программа курса рассчитана на пользователей, начинающих осваивать игру шахматы:
освоить правила игры шахматы;
практически закрепить полученные знания;
получить опыт практической игры;
формировать определенные нравственные качества учащихся во время игры и вне ее;
развивать наблюдательность, внимательность, усидчивость, логику, творческое и стратегическое мышление.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Тема занятия |
Содержание |
Примечание |
1 |
Угроза |
Классификация угроз. Поиск решений в позициях на создание угроз и защиту от них |
|
2 |
Принципы развития фигур. Активность фигур |
Изучение правил развития фигур. Понятие активности фигур. Практическое закрепление |
|
3 |
Борьба за центр |
Методы борьбы за центр. Важность центра. Рассмотрение исторических партий |
|
4 |
Миттельшпиль |
Изучение основных приемов борьбы в миттельшпиле на примере исторических партий |
|
5 |
Мат ферзем. Мат ладьями |
Взаимодействие короля и ферзя в окончании партии. Практическое закрепление попарно |
|
6-7 |
Практическое занятие: решение задач |
Решение задач на разные темы. Выявление слабых мест |
|
8 |
Оппозиция. Правило квадрата |
Изучение оппозиции, правила квадрата на примере пешечных окончаний. Разыгрывание тренировочных позиций |
|
9 |
Игра с материальным перевесом/недовесом |
Принципы разыгрывания позиций с лишним материалом и с его недостатком. Тренировочные партии между собой |
|
10 |
Простейшее пешечное окончание: с позиции силы |
Изучение окончания король с пешкой против короля. Закрепление на практике |
|
11 |
Нарушение дебютных правил. Их использование |
Рассмотрение дебютных катастроф в исторических партиях, выявление закономерностей |
|
12 |
Простейшее пешечное окончание: с позиции слабости |
Изучение окончаний король с пешкой против короля. Их защита. Закрепление на практике |
|
13 |
Задачи на мат в 2 хода. Приемы решения |
Изучение приемов. Решение задач |
|
14 |
Мат ладьей |
Изучение окончания король с ладьей против короля. Практическое закрепление за сильнейшую сторону |
|
15 |
Практическое занятие по решению комбинированной тактики в 1-2 хода |
Конкурс решения задач |
|
16 |
Итоговое занятие. Вынужденный ход. Цугцванг |
Понятие вынужденного хода, цугцванга на примере изученных тем. Разыгрывание партии между собой. Подведение итогов |
. |
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Ю. Авербах «Путешествие в шахматное королевство» 1972г.
В. Панов «Первая книга шахматиста» 1964г.