«РОБОТОТЕХНИКА
на базе конструктора LEGO Education Mindstorms»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
проект «Реализация программ дополнительного образования детей в возрасте от 5 до 18 лет за счет субсидии из республиканского бюджета Республики Адыгея», согласно Соглашения о предоставлении в 2021 году из республиканского бюджета Республики Адыгея субсидии Автономной некоммерческой организации дополнительного образования «Образовательный центр «Планета» от 29 сентября 2021 г. № 2-СОНКО
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана педагогами информатики и ИТК Репенко М.А., Куршевым А.А., Федоровым А.В., Павловым К.Н., Коноваловой Г.В., Кобяковой Е.С., Спасовской Д.Н., Пащенко Е.С., Батиновской Е.С. и рассчитана на 16 занятий периодичностью два раза в неделю, продолжительностью 1 час 30 минут.
Цель курса:
- создание условий для формирования у учащихся теоретических знаний и практических навыков в области начального технического конструирования и основ программирования;
- развитие научно-технического и творческого потенциала личности ребенка;
- формирование ранней профориентации;
Задачи обучающие:
- познакомить учащихся с основными терминами и понятиями в области робототехники и научить использовать специальную терминологию;
- сформировать представление об основных законах робототехники;
- сформировать первоначальные представления о конструировании роботов;
- изучить основы механики;
- изучить основы проектирования и конструирования в ходе построения моделей из деталей конструктора;
- изучить основы алгоритмизации и программирования в ходе разработки алгоритма поведения робота/модели;
- усовершенствовать или привить навыки сборки и отладки простых робототехнических систем;
- познакомить с основами визуального языка для программирования роботов;
- систематизировать и/или привить навыки разработки проектов простых робототехнических систем;
- реализация межпредметных связей с физикой, информатикой и математикой.
Задачи развивающие:
- способствовать развитию интереса к технике, конструированию, программированию;
- стимулировать интерес к смежным областям знаний: математике, геометрии, физике, биологии;
- способствовать заинтересованности в самостоятельном расширении кругозора в области конструирования робототехнических систем;
- развивать образное и техническое мышление детей;
- поощрять стремление к применению своего потенциала в поиске оригинальных идей, обнаружении нестандартных решений, развитию творческих способностей;
- развивать способности работы индивидуально и в командах разного качественного и количественного состава группы;
- прививать навыки к анализу и самоанализу при создании робототехнических систем;
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать умения работать по предложенным наглядным и словесным инструкциям, рисункам, схемам;
- развивать умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
- развивать исследовательскую активность, а также умение наблюдать и экспериментировать.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Тема занятия |
Содержание |
Примечание |
1. |
Введение в мир робототехники |
История робототехники. Роботы в нашей жизни. Понятие. Применение и назначение роботов в современном мире |
|
2. |
Приводная мобильная платформа |
Сборка стандартной мобильной платформы для дальнейших экспериментов, изучение основ перемещения робота на колесное базе |
|
3. |
Ультразвуковой датчик расстояния |
Изучение ультразвукового датчика расстояния, решение различных задач |
|
4. |
Датчики касания |
Использование датчиков касания для управления роботом |
|
5. |
Датчик цвета |
Изучение представления цвета в информационных системах, изучение погрешности при различном освещении, перемещение робота по нарисованной траектории |
|
6. |
Собственный проект |
Занятие для закрепления пройденного материала |
|
7. |
Датчик поворота |
Способы определения робота в пространстве. Гироскоп. Движение робота по траекториям с заданными углами поворотов |
|
8. |
Инженерная лаборатория |
Изучение взаимосвязи скорости и расстояния при изменении угловой скорости вращения колеса и радиуса колес |
|
9. |
Работа со звуком и изображением на программируемом блоке |
Изучение способов хранения, обработки и передачи графической и звуковой информации. Программирование мелодий и графика |
|
10-11. |
Сборка роботизированного манипулятора «Рука» |
Построение роботизированного манипулятора «Рука», изучение механики рычажных систем |
|
12-13. |
Робот на балансировке «Гиробой» |
Построение робота «Гиробой». Изучение законов физики на примере подвижного и неустойчивого робота |
|
14. |
Подготовка к итоговому зачету |
Обсуждение конкурсных заданий, тестирование стандартного робота в задании. Подготовка собственных механизмов и программ для зачета |
|
15-16. |
Зачет. Соревнования |
Выполнение различных заданий на программирование робота (перемещение по игровому полю, передвижение различных объектов) |
. |
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Сайт Lego Education https://education.lego.com/ru-ru/
- Библиотека структурного подразделения «Школа информатики и программирования «Айтишник» АНОДО «Образовательный центр «Планета» http://itshnik.info/library/