Российская Федерация

Республика Адыгея

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «ПЛАНЕТА»

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор АНОДО «Образовательный центр «ПЛАНЕТА»

 

К. Н. Павлов

«

08

»

февраля

2022 г.

           

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 «Студия риторики «Слово»

проект ««Студия риторики «Слово», победившего в конкурсе на предоставление грантов Фонда Президента Российской Федерации в 2021-2022 гг. Реализация программ дополнительного образования детей в возрасте от 14 до 17 лет, Автономной некоммерческой организации дополнительного образования «Образовательный центр «Планета»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Данная программа разработана Джаримовой Е.А., ведущим преподавателем дополнительного образования. Расчитана на 256 занятий - тренинги по технике речи и занятия по риторике, периодичностью 2 раза в неделю, продолжительностью 1 час 30 минут.

 Цель курса: программа курса рассчитана на школьников 14 -17 лет общеобразовательных средних школ г. Майкопа (60 человек) для повышения уровня их речевой культуры и коммуникативных навыков, для лучшего владения русским литературным языком и эффективного общения с помощью занятий по риторике:

  1. – повысить уровень практического владения современным русским литературным языком;
  2. - повысить уровень грамотности, речевой компетентности и коммуникативных навыков, научить работать в команде;
  3. - повысить интерес к русскому языку, литературе, познакомить с произведениями из курса русской литературы;
  4. – создать условия школьникам для самостоятельной творческой работы со словом;
  5. - обогатить словарный запас;
  6. - дать опыт публичного выступления, навык эффективного общения;
  7. – содействовать популяризации владения культурой речи и чтения среди школьников, их родителей, учителей общеобразовательных средних школ, студентов и представителей разных профессий в Республике Адыгея и за ее пределами.
  8. Формировать определенные нравственные и эстетические качества учащихся.

 

 

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

№ п/п

Тема занятия

Содержание

Примечание

1

Знакомство с техникой речи, голосовым аппаратом. Основа речи - дыхание. Дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой

 

Освоение дыхательной техники. Постановка дыхания по методу Стрельниковой из курса сценической речи театральных вузов. Отработка правильного выполнения дыхательных упражнений для правильного фонационного дыхания,, увеличения объёма речевого выдоха, укрепления голосовых связок.

 

2

Постановка голоса. Подготовка речевого аппарата. Знакомство с работой  резонаторов для их активизации

Звуковая разминка. Упражнения на активизацию работы резонаторов: лобных, носовых, грудных для объемного звучания голоса, развитие тембра. Голосовые упражнения на расширение диапазона голоса.

 

 

3

Постановка голоса. Подготовка речевого аппарата. Знакомство с работой  речевого аппарата для развития его подвижности

Голосовые упражнения артикуляционной гимнастики для развития подвижности речевого аппарата и повышения технического уровня речи.

 

4

Работа над дикцией.

Голосовые упражнения для четкой дикции.  Отработка произносимых согласных звуков через многократные повторения  различных звуковых сочетаний и скороговорок с трудными сочетаниями или чередованиями согласных звуков.

 

5

Работа над интонацией.

Риторическая разминка.  Упражнения через чтение стихов.  Голосовые упражнения на эмоциональную окрашенность голоса.

Голосовые упражнения на понижение и повышение интонации. В текстах – по знакам пунктуации.

 

6

Увеличение диапазона и силы голоса

 

Голосовые упражнения на смену темпа речи. Голосовые упражнения на увеличение диапазона и силы голоса, от шепота на усиление громкости.

 

7

Увеличение словарного запаса и правильное произношения слов.

Произношение слов с трудными сочетаниями согласных, долгих согласных. Работа над сочетанием звуков в форме игры, используя прием звукоподражания.

 

8

Пластика тела, осанка, жесты, мимика на публичном выступлении

Работа над осанкой, пластикой тела, жестами, мимикой. Разбор поведения оратора на публичном выступлении. Развитие чувства уверенности и свободы на выступлении.

 

9

Анализ и оценка речи и общения

 

Игровые упражнения на взаимодействие с партнёром, правила речевого поведения. Развитие мыслительной деятельности через упражнения на подбор слов на определенную букву. Упражнение на составление короткой логической информации из нескольких, не связанных между собой слов. Наработка умения вызывать интерес собеседника и слушателей.

 

10

 Выступление в виде   интервью

 

Игровые упражнения на умение выступать в роли интервьюируемого и в роли интервьюера. Игровые упражнения записи интервью на камеру телефона.

 

11

Самопрезентация

Игровые упражнения на умение презентовать себя перед публикой. Короткое (до 1 минуты) представление себя перед слушателями.

 

12

 Логический анализ текста.

Разбор литературных стихотворных произведений А.С.Пушкина и В.Высоцкого. Анализ текстов.  Анализ смысловых контекстов, определение ключевых слов.  Логическое ударение. Смысловые паузы.

 

13

Чтение стихотворных произведений индивидуальное.

Наработка индивидуального чтения для отработки навыка правильного и раскованного выступления на публику. Применение теоретических знаний, полученных на занятиях, на практике. Обогащение словарного запаса через стихи.

 

14

Чтение стихов групповое

Наработка чтения стихов группой. Различные упражнения на чтение стихов для развития коммуникативных навыков, умения слушать и слышать. Наработка коллективного взаимодействия для получения нужного результата. Применение теоретических знаний, полученных на занятиях, на практике. Обогащение словарного запаса через стихи.

 

15

Выступление перед аудиторией. Зачет

Контрольные упражнения на применение знаний, полученных на занятиях.

 

16

 

 

.

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

  1. «Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой» Михаил Щетинин, Обновленное издание с дополнениями автора, Москва 2008, Издательство «Метафора»
  2. Методические указания по курсу «Сценическая речь» Под редакцией И.П. Козляниновой, Москва, 1982 (Краткие сведения об анатомии и физиологии речевого аппарата) Для студентов актерского факультета
  3. Методические указания по курсу «Сценическая речь» И.П.Козлянинова, Москва, 1982 (Логический анализ текста)
  4. «Как развить дыхание, дикцию. Голос» Э.М.Чарели , Екатеринбург, 2000 г.
  5.  

Theme by Danetsoft and Danang Probo Sayekti inspired by Maksimer